Монастыри

Буддийские монастыри появились в Китае не разу: долгое время верующие довольствовались пещерными храмами и домашними кумирнями, достаточными для того, чтобы разместить в них статую или танку с изображением Шакьямуни. Иногда богатые семьи устраивали некоторое подобие храмов в своих жилых комнатах, куда приглашали монахов и прихожан. Как правило, в переднем зале размещали иконостас с Буддой, где верующие молились и жгли благовония, а в заднем монахи читали проповеди или погружались в медитации и чтение сутр.
 Но вместе с укреплением и распространением буддизма стал увеличиваться и список почитаемых святых и число верующих, поэтому пространства таких домашних храмов уже не хватало: понадобились дополнительные помещения для Зала Махараджи (Небесного владыки), Зала Авалокитешвары (Гуанинь), Зала архатов – учеников Будды и т.д. Так стали появляться первые буддийские монастыри, почти целиком перенявшие традиционную планировку китайских жилых комплексов «сыхэюань».
Планировка большей части буддийских монастырей отталкивается от центральной оси симметрии, вдоль и по бокам которой строились культовые помещения. В центре друг за другом сооружались Зал Махарадши, один-два Зала Будды, помещения для чтения канонов, пагоды и книгохранилище. По бокам строили подсобные помещения, в том числе Колокольную и Барабанную башни. Как и в жилых комплексах, территория монастыря делилась на отдельные дворики, соединенные друг с другом галереями или комнатами.
Хотя в целом при постройке буддийских монастырей в Китае архитекторы придерживались этой строгой структуры, в некоторых провинциях монастырская архитектура отличается местным колоритом.
Так, в провинции Юньнань было сильно влияние бирманско-таиландской разновидности буддизма, что оставило свой след на местных монастырях. В отличие от традиционной для Китая планировки, юньнаньские монастыри представляли собой комплекс из разрозненных сооружений, расположенных в произвольном порядке. Центральное место отводилось под главный зал, а вокруг него строились пагоды, зал для чтения канонов, галерея, обители монахов и т.д. Статуи Будды Шакьямуни обязательно устанавливались лицом к востоку, так как, по преданию, на Шакьямуни снизошло просветление, когда он сидел под «древом познания», обратив взгляд на восток.
Особая культовая архитектура сформировалась и в Тибете, где горный рельеф не позволял строить монастыри по принципу «сыхуюань». В теократическом государстве, каким являлся Тибет на протяжении столетий, монастыри были не только местом коллективного отправления религиозного культа, но и служили административными органами власти. Так, например, дворец-монастырь Потала в Лхасе одновременно являлся и резиденцией Далай-ламы, осуществляющего управление Тибетом, и крупнейшим буддийским храмовым комплексом – священным местом для всех буддистов. Дворец Потала по праву можно назвать лучшим образцом окончательно сформировавшегося тибетского стиля.
Просторные буддийские комплексы, окруженные горными пейзажами и лесами, со временем благодаря усилиям монахов и паломников превратились в достопримечательности своего края и получили известность не только в Китае, но и в других странах. Многие из сохранившихся буддийских комплексов занесены в Список мирового наследия ЮНЕСКО. Среди них особо выделяют монастырь, построенные возле четырех священных буддийских гор: Утайшань (Шаньси), Эмэй (Сычуань), Цзюхуашань (Аньхой) и Путошань (Чжэцзян).
Уникальным и одним из самых живописных мест в Китае является «висячий» монастырь в Сианькусы в провинции Шаньси: когда на горы спускается туман, создается впечатление, что сооружения  парят в воздухе.