Садово-парковая архитектура

Китайцы, тонко чувствующие природу и из поколения в поколение преклоняющиеся перед ней, всегда были непревзойденными мастерами в создании садов и парков. Садово-парковые ансамбли тщательно продумывались, в них гармонично сосуществовали и дополняли друг друга элементы пейзажа и архитектурные сооружения, поэтому в них так приятно находиться и гулять. В какой уголок сада ни зашел бы гость, он всегда мог найти живописную картину, будь то пруд с причудливыми камнями, каменный мостик, переброшенный через журчащий ручей, или беседка, из которой обязательно открывался красивый вид, до мелочей продуманный создателем парка.

Истоки садово-парковой архитектуры в Китае уходят в глубокую древность. Предшественниками парковых ансамблей историки считают императорские охотничьи хозяйства «ю», появившиеся около 4000 лет назад. Со временем в таких огороженных насыпью охотничьих хозяйствах стали строить дворцы и павильоны для отдыха, на территории рыли водоемы, где разводили рыб, сажали деревья, разводили животных и т.д. Такие угодья могли протягиваться на сотни километров.

В III-VI вв Китай переживал сложный период раздробленности. В это время появились первые неимператорские парковые усадьбы, построенные богатыми писателями и художниками, желавшими «уйти» от жестокой реальности и погрузиться в мир искусства. Именно в это время большого расцвета достигли поэзия и живопись жанра «горы и воды».

В танский период, когда феодальный Китай находился на пике своего расцвета, к императорским паркам и частным усадьбам добавились и городские публичные парки.

В сунский период мода на садово-парковые усадьбы охватила еще более широкие массы людей: теперь их строили не только люди из высших слоев общества, но и небогатые жители из низов. В императорских парках стали в миниатюре воспроизводить известные в Китае пейзажные места: горы, озера, водопады, ущелья и т.д. В городе Сучжоу в специальном учреждении стали собирать причудливые камни и редкие растения. По всей стране выводились новые сорта декоративных растений - только пионов насчитывалось более 100 видов. Сады и парки стали строить хозяева ресторанов и увеселительных заведений с целью привлечь больше клиентов.

Эпохи Мин и Цин стали последним периодом расцвета древнекитайской садово-парковой архитектуры. До наших дней сохранились многие памятники паркового зодчества, созданные именно в эти эпохи.