Храмы в честь природных сил и предков

С доисторических времен в Китае поклонялись духам предков и духам природы. Этот обычай со временем трансформировался под влиянием конфуцианства, буддизма и даосизма и приобрел новые формы, но, по сути, сохранялся вплоть до наших дней. 

В древнем Китае во время правления династии Западной Чжоу (1027 до н.э. – 700 до н.э.) уже сформировалось понятие «ли» (), то есть «порядок» - четко разработанная система норм поведения в быту и обществе. Среди прочих правил этикета «ли», соблюдению которого китайцы придавали исключительно важное значение, существовали и правила поклонения природным духам и предкам. 

 

В такой аграрной стране, как Китай, где жизни миллионов жителей зависели от урожая, культ Неба и Земли имел ключевое значение. Церемонии жертвоприношений в честь Неба, Земли, Солнца и Луны возглавлялись самими императорами и обычно проводились под открытым небом на специальных алтарях.

Жители устраивали церемонии жертвоприношений в честь предков, веря, что их духи способны оградить семью от невзгод. Как правило, такие обряды проводились в Храмах поминания предков – кумирнях Таймяо (taimiao, 太庙). В зажиточных домах имелись собственные домашние кумирни и молельни.

Регламент «ли» распространялся и на планировку городов. Так, центральное место в городе отводилось под дворцовый комплекс, перед дворцом располагалось место для приемов и административных мероприятий, позади дворца – рыночная площадь, слева – кумирня в честь предков, справа – алтарь в честь богов Земли и Злаков.

В целом, можно выделить три типа храмовых построек:

1) предназначенные для жертвоприношений силам природы и духам предков;

2) кумирни в честь выдающихся деятелей;

3) кумирни и храмы местного значения, в том числе домашние и частные.


Помимо культа Неба, Земли, Солнца и Луны, в Китае существовал культ рек и гор. Согласно даосизму, в Китае есть пять священных вершин, в честь которых тоже возведены храмы. Самый значительный из них – храм у подножия самой главной горы – горы Тайшань.

Храмы Неба, Солнца, Земли и Луны

В Китае с незапамятных времен и на протяжении всей его истории люди придавали особое значение природным силам, от каприза которых зависел урожай и следовательно их благополучие. Об этом свидетельствует даже традиционный китайский календарьнунли (nongli, 农历) , где 24 сезона разделены по принципу изменения атмосферных условий, а названия сезонов отражают быт китайских крестьян. 


Круглый алтарь, Храм Неба, Пекин

 

Народные китайские праздники также неразрывно связаны с временами года и с важнейшими земледельческими работами. Поэтому неудивительно, что китайцы с давних времен с трепетом и благоговением относились к природным явлениям: движению Солнца, Луны и других небесных тел, выпадению осадков и грозам. Каждый раз перед началом земледельческих работ крестьяне обязательно совершали жертвоприношения, воздев глаза к небу и моля его о хорошем урожае или благодаря за урожайный год. 

Со временем монопольное право проводить жертвоприношения в честь Неба перешло к императору, провозгласившего себя «сыном Неба» и укрепившего таким образом свое право на власть, данную ему свыше. Поэтому каждый обряд в честь Неба связывался с укреплением императорской власти. Если же жертвоприношения устраивались рядовыми людьми, это считалось неслыханной дерзостью.

Храм Неба
Храм Неба в Пекине

 

Торжественные жертвоприношения в честь небесных сил превратились в важнейшие события на государственном уровне и по своему значению превзошли даже практикуемые с доисторических времен жертвоприношения в честь предков. Обряды проводили ежегодно в день зимнего солнцестояния.

При планировке городов для храмов Неба отводились важные места, расположенные в городских предместьях, так как обряды в честь природных сил должны были проводиться подальше от городской суеты.

Согласно основной концепции древнекитайской философии, юг считался направлением, воплощавшим начало «ян» (yang, 阳), а север – начало «инь» (yin, 阴). Небо - субстанция «ян», а Земля – «инь», поэтому храм Неба строили в южной части города, а храм Земли – в северной. Храм Солнца строили в восточной части, где оно всходило, а Луны – в западной.

 

Сейчас храмы Земли, Неба, Солнца и Луны можно увидеть в Пекине, где они хорошо сохранились. Храмы Солнца, Луны и Земли не такие величественные, как храм Неба, но и они были возведены с соблюдением традиционной символики. Например, в основе комплекса храма Земли лежат четные числа, олицетворяющие «инь». Квадратный алтарь, устланный четным числом каменных плит, состоит из двух ярусов, на каждый из которых ведут 8 ступенек.

Храм Таймяо

В древнем Китае, где одним из важнейших культов являлся культ поклонения предкам, были широко распространены кумирни Таймяо – Храмы поминовения предков. Китайцы верили, что если ублажить духов предков, то они оберегут семью от бед и невзгод.

Согласно регламенту «ли», сформировавшемуся в эпоху Западной Чжоу, в столицах такие кумирни строились по левую сторону от дворца. До нас сохранился в хорошем состоянии храм Таймяо, расположенный в Пекине, слева от Запретного города, где сейчас находится Парк культуры трудящихся.

Храм Таймяо
Храм Таймяо в Пекине

 

Пекинский храм Таймяо, построенный в 1420 году в эпоху династии Мин, представляет собой тщательно спланированный архитектурный ансамбль традиционной планировки: три павильона расположены на одной оси симметрии, окружены боковыми флигелями и двойной стеной. Передний павильон, где совершались жертвоприношения, имеет двухъярусную крышу и трехступенчатый фундамент, что свидетельствует о престиже и высоком ранге сооружения. В Среднем павильоне хранятся мемориальные дощечки с именами предков императорской семьи.

Пространство, образованное двумя окружающими комплекс стенами, засажено кипарисами, возраст которых более 500 лет.

Алтарь Земли и Злаков

В Китае, где развитое сельское хозяйство всегда было залогом процветания страны, а земля и злаки олицетворяли государство, жертвоприношения в честь природных сил, отвечающих за урожай, имели огромное значение.

Сначала такие алтари планировались по обеим сторонам от кумирни Таймяо (Храм поминания предков): справа устанавливался алтарь Земли, а слева – алтарь Злаков. Но со временем жертвоприношения стали устраивать на одном общем алтаре.

Уникальный алтарь Земли и Злаков, сохранившийся в хорошем состоянии, находится в Пекине на территории парка имени Сунь Ятсена. Алтарь представляет собой куб из утрамбованной земли высотой в 1 м и длиной ребра – 15 метров. Для постройки алтаря была привезена земля из разных уголков Китая, поэтому его стороны имеют разный цвет: на восточной стороне земля синяя, на западной – белая, на южной – красная, на северной – черная, а в центре – желто-бурая. Эта мозаика символизирует единство китайской территории. Алтарь был окружен невысокой стеной из разноцветных кирпичей, каждое ребро которых, как и алтарь, имело свою окраску в синий, белый, красный или черный цвет.

Алтарь Земли
Марка с изображением алтаря Земли в Пекине

 

Здесь когда-то устраивались торжественные церемонии жертвоприношений: колонна во главе с императором двигалась с северной стороны комплекса по направлению к югу, где находился алтарь Земли и Злаков. На территории парка сохранился также павильон, где император и его свита могли укрыться от дождя.

Семейные и местные храмы

Даже в современном Китае с его многомиллионными динамичными мегаполисами институт семьи играет ключевую роль в обществе, семейные традиции свято чтятся и бережно сохраняются. Но особенно сильны были родовые традиции в Китае во время феодальной системы, поддерживаемые конфуцианством и правилами благопристойного поведения «ли».

Родовой храм
Местная кумирня, деревня Чиху, Фуцзянь

 

Часто все жители одного села были связаны родовыми узами и носили одну или несколько фамилий, образуя родовой клан. Постепенно в родовом клане формировались фамильные традиции, устои, собственная система поощрения и наказания, которым неуклонно следовали все члены семьи. В конфликтных ситуациях последнее слово всегда было за наиболее престижным представителем старшего поколения. Иерархия внутри семьи вообще строго соблюдалась, а любые нарушения считались неслыханной дерзостью, за которую провинившегося могли исключить из клана. В семье четко разделалась принадлежность к определенному поколению (отцы, дети, внуки), происхождение от главной или другой жены, взаимоотношения между старшими и младшими, господами и прислугой.

Сформировавшийся в феодальном Китае фамильно-родовой устой был важен не только для самой семьи, но и являлся незаменимым рычагом управления в глазах китайских правителей, которые через его посредство осуществляли такие правительственные и административные меры, как сбор налогов, разрешение внутриклановых конфликтов, проведение культовых мероприятий и др.
Каждый крупный родовой клан имел свой родовой храм, а зажиточные семьи могли позволить себе иметь собственный фамильный  храм или кумирню, где совершали жертвоприношения в честь предков.

В том числе родовые и домашние храмы играли роль своеобразного клуба: здесь устраивали домашний суд над провинившимися, выносились «приговоры», в праздники устраивали представления и увеселительные мероприятия. Таким образом, фамильно-родовые храмы служили одновременно и низовыми учреждениями, где вершился «нравственный суд», и местом для светского общения.

Храмы подчас использовали как помещение для частных школ, где учились дети, принадлежащие к роду, или как склады для хранения продовольствия. Использование храмов как мест для социального общения отразилось и на архитектуре: в элементах родовых храмов встречаются черты гражданского зодчества.

Как правило, фамильные храмы представляли собой обширное помещение, обращенной фасадом во двор, вокруг которого строились дополнительные павильоны с небольшими двориками. Храмы старались искусно украсить, так как изящный и богатый внешний облик храма свидетельствовал о престижности рода.

Один из самых роскошных родовых храмов, сохранившихся до наших дней, находится в Гуанчжоу. Это храм рода Чэнь, построенный в конце XIX века.

 Родовой храм
Родовой храм Чэнь, Гуанчжоу

 

Территория храмового ансамбля превышает 8 тысяч кв. м., что само по себе уже свидетельствует о состоятельности рода. В оформлении храма воплотились самые разные виды строительного искусства: резьба по камню, кирпичу и дереву, глиняная скульптура и др. Так же, как дворцовые постройки олицетворяли наивысшие достижения зодчества одной эпохи, фамильно-родовые кланы воплотили наивысший уровень строительного и декоративного мастерства данной местности.