Транспорт

Развитию и финансированию транспортного сообщения в Китае уделяется особенное значение, так как правительство справедливо считает развитую транспортную инфраструктуру залогом стабильного экономического роста по всей стране. Сейчас Китай осуществляет последовательное глобальное обновление транспортной сети: поводит реконструкцию портов, строит самые крупные в мире мосты, запускает самые скоростные поезда, строит сеть самых высокогорных железнодорожных магистралей и т.д. Хотя путешественникам совсем необязательно вникать в причины развитой транспортной сети – достаточно просто наслаждаться комфортным путешествием по Поднебесной.

Поезда

Китайская сеть железных дорог прекрасно развита и на протяжении многих лет активно финансируется правительством. Китай по праву может гордиться своими железными дорогами: попасть на поезде можно практически в любой город. Кроме того, в 2006 году была открыта Цинхай-Тибетская железнодорожная магистраль, благодаря которой теперь до Лхасы из Пекина можно добраться за 48 часов на комфортабельном поезде, в салоны которого поступает кислород.
Внимание! Всегда при планировании путешествия в Китай нужно учитывать праздничные китайские недели, которые являются наиболее неудачным временем для путешествия: первая неделя начинается с первого дня китайского нового года (праздник Весны), вторая – 1 мая, а третья – 1 октября, когда вся страна отмечает День образования КНР.  В это время все китайские жители отправляются в свои родные края, поэтому билетов на поезда и самолеты зачастую не остается за месяц до начала праздников. Многим пассажирам даже в поездах дальнего следования на протяжении всей дороги приходится ехать стоя, так как места в проходах, на столах и под полками бывают уже заняты другими! В остальном путешествия на поездах являются приятным и комфортным способом передвижения по Поднебесной.
Покупая билет, обратите внимание на класс поезда. Поезда Z-класса самые лучшие, быстрые и комфортные; К – скоростные поезда, Т – экспрессы. Поезда без кодировки – обычные и самые медленные.
Имейте в виду, что на вокзалы нужно приезжать заранее: весь багаж пропускают через металлоискатели и просвечивающие аппараты, поэтому перед пунктами проверки зачастую скапливаются очереди. Если у путешественника возникают трудности с поиском нужной платформы, можно обратиться к сотрудникам вокзала, показав им свой билет. Посадка начинается за несколько минут до отправления поезда, поэтому за 10-15 минут до отъезда рекомендуется не отлучаться от выхода на платформу, чтобы не пропустить посадку.

Типы вагонов
Вагоны китайских поездов бывают четырех классов: мягкие купейные, плацкартные, мягкие сидячие и жесткие сидячие. С наибольшим комфортом, конечно, путешествуют пассажиры купейных вагонов, хотя их стоимость часто оказывается лишь немного дешевле билетов на самолет. В спальных купе, как правило, путешествуют иностранцы или китайские чиновники и предприниматели. В купе четыре мягкие полки-кровати, комплект постельного белья, термос, радио, иногда телевизор. Туалеты и умывальники находятся в конце вагона.
Китайский плацкарт напоминает наш жесткий спальный вагон, однако, спальные полки здесь расположены в три яруса. Благодаря низкой цене этот вариант наиболее популярен среди китайцев и иностранных студентов, путешествующих на дальние расстояния.
Мягкие сидячие вагоны комфортны в случае путешествия на небольшие расстояния. На маршрутах Шанхай-Сучжоу, Шеньчжэнь-Гуанчжоу и др. можно купить билет в такой вагон в двухэтажных поездах. Однако стоимость таких билетов вдвое превышают цену на билет в жестком сидячем вагоне.
Жесткие сидячие вагоны наиболее популярны среди небогатых слоев населения и наименее комфорты. Вагон напоминает нашу электричку с рядами деревянных скамей, по три места в каждой. В таких вагонах разрешено курить, поэтому в вагоне часто стоит тяжелый табачный запах. Здесь же скапливаются все пассажиры, которым не хватило билетов, занимая места в проходах на полу.

Автомобильные дороги

 В Китае с каждым годом увеличивается число скоростных магистралей и дорог: в 1981 году протяженность сети автодорог насчитывала лишь 900 тыс. км, причем скоростные трассы практически отсутствовали. За двадцать с лишним лет общая протяженность автотрасс увеличилась на 1 млн. км и составила 1,9 млн. км (В России в 2007 году – 724,5 тыс. км). Кроме того, в последние годы в Китае реализуется программа по строительству и реконструкции дорог в сельских районах. Путешественники могут по достоинству оценить результаты этой программы, путешествуя в небольшие поселения.
 Развитая дорожная инфраструктура сделала возможным беспрепятственно путешествовать по Поднебесной на автобусах.
Автобусное сообщение выручает в том случае, если в пункт назначения не идут поезда или самолеты: автобусы следуют даже в самые отдаленные уголки страны. Автобусные станции (汽车站 – цсичшэчжан) в крупных городах, как правило, находятся в непосредственной близости от железнодорожных вокзалов или у городской границы. Билеты можно приобрести в туристическом агентстве, кассах и иногда у водителя. Билеты на автобус обычно значительно дешевле билетов на поезда или самолет, однако, условия не всегда такие комфортные. Хотя автобусы, курсирующие на дальние расстояния, снабжены большими мягкими креслами или лежачими полками.
Автостопом по Китаю перемещаться не рекомендуется, особенно без знания китайского языка. Тем более что за транспортировку водитель обязательно потребует плату. Надежнее заплатить чуть больше за билет на автобус, но точно знать, что прибудешь в нужный пункт.

Самолеты

Внутреннее авиасообщение в Китае развито на высоком уровне: как минимум, в 140 городов страны можно попасть на самолете. В основном авиаперевозками занимаются крупные государственные компании Air China, China Southern и China Eastern, однако в последнее время в Китае возникают частные авиакомпании и  lowcast-ы. Билеты на самолеты рекомендуется покупать через туристические агентства или сайты, где билеты можно приобрести с 50-70% скидкой в зависимости от сезона. Купленный со скидкой билет на самолет зачастую выходит дешевле, чем билеты на поезда или автобусы дальнего следования.
 В праздничные недели цены на билеты взлетают в несколько раз, что нужно учитывать при планировании путешествия. К стоимости билетов в обязательном порядке прибавляется стоимость аэропортовых сборов (около 50 юаней) и налог на топливо (20-40 юаней).

Водный транспорт

Водный транспорт в Китае развит не на таком высоком уровне, как железнодорожный и автомобильный, однако, и в этой области в последние годы китайцы делают большие успехи.
Обширная прибрежная полоса Китая протягивается на 8000 км вдоль Бохайского, Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. С севера на юг на побережье находятся важнейшие порты: Далянь, Циньхуантао, Таньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Сямэнь, Гуанчжоу, Чжаньцзян и Бэйхай. Между большинством портов регулярно ходят туристические лайнеры и пассажирские суда.
Среди иностранных и местных туристов особенно популярны речные круизы по одной из крупнейших в мире рек – Янцзы, по Большому каналу (Сучжоу – Ханчжоу) и по живописной реке Ли от Гуйлиня до Яншо.