Династия Суй (581 – 618 гг.)

История династии Суй – это повесть об отце и сыне, правивших страной всего на протяжении четырех десятков лет, но оставивших неизгладимый след в истории Китая, объединив страну и заложив основы для последующих 300 лет процветания империи.

Период «мрачного средневековья», продлившийся с III по VI вв., стал одним из самых тяжелых в истории Поднебесной. Раздробленность, постоянные междоусобицы и набеги варваров, привели к деградации экономики. Многие древние города во время войн были практически полностью разрушены, образование и земледелие пришли в упадок.

В период Южных и Северных династий на севере на месте царства Западная Вэй (возникло в результате распада империи Северная Вэй или Тоба Вэй) образовалось государство Северная Чжоу. В 581 году власть в этом царстве перешла к тестю последнего императора Сюань-ди, полководцу Ян Цзяню, уничтожившему всю царскую семью и объявившему себя императором. Ян Цзянь основал династию Суй и продолжил предпринимать шаги к объединению империи.

Благодаря тому, что большинство китайцев негативно относились к феодальной раздробленности, а отсутствие стабильности и постоянная угроза нападения внешних врагов побуждали аристократию к консолидации, Ян и его сподвижники смогли относительно быстро объединить империю, и Ян Цзянь стал владыкой всего Китая (тронное имя – Вэнь-ди), захватив и южные земли.

Столицей Суй был объявлен город Чанъань, а затем Дасин («Великое Возрождение»), построенный недалеко от Чанъаня и ставший настоящей архитектурной жемчужиной той эпохи.

Если верить историческим записям, Ян Цзянь был суровым и резким человеком, скупым и лишенным обаяния и привлекательности, но зато совершенно счастливым в моногамном браке, что было редкостью в китайских царствах, где императоры имели гаремы с тысячами наложниц и несколько жен.

Вэй-ди стал одним из самых выдающихся правителей Китая, приведя империю в порядок после трех веков упадка и раздробленности. Император твердо придерживался конфуцианских принципов в управлении страной, а также отменил закон Северного Чжоу, запрещавший буддизм и даосизм.

Вэй-ди создал дееспособное центральное правительство с четкой системой управления, был разработан табель о рангах и свод законов, насчитывающий 1735 статей.

Ян Цзянь также предпринял меры в области военного строительства: все оружие, находящиеся вне армии, было объявлено незаконным, военные зоны демилитаризованы, а местные отряды управлялись через столичную штаб-квартиру. Великая китайская стена была отремонтирована и продлена, возле стены были основаны колонии, поставляющие продовольствие армии. Благодаря отлаженной военной системе и успешным дипломатическим мерам, в империи Суй, наконец, наступил мир после нескольких веков разрушительных войн и набегов. Система распределения земель обеспечивала развитие сельского хозяйства и, соответственно, приток налогов в казну в виде зерна.

На смену Ян Цзяну пришел его сын Ян Гуан (все остальные сыновья были либо казнены, либо отстранены другим способом от власти, т.к. император Вэй-ди подозревал их в заговоре), взявший себе тронное имя Ян-ди. Новый император продолжил начинания отца по устранению враждебности среди южных и северных провинций, длившейся на протяжении нескольких веков. Он не только поддерживал даосизм и буддизм, снижал налоги, проявлял великодушие к плененным южным полководцам, но и женился на южанке. Во время правления императора были выполнены широкомасштабные работы по созданию сети каналов, позволившей значительно улучшить систему транспорта в огромной империи.

Однако Ян-ди не был так бережлив, как отец, и любил дальние путешествия по стране, обходившиеся чрезвычайно дорого. Кроме того, строительство каналов и неудачные военные конфликты с государством Когуре вызвали недовольство народа из-за людских и финансовых потерь. Страну охватили бунты, за два года число восстаний достигло двух сотен. Ян-ди же находился в неведение, так как окружал себя льстецами, не открывающих ему истинного положения дел. Однако вскоре в стране начался такой хаос, что скрывать катастрофу стало уже невозможно, и император бежал в свою южную столицу.

История рассказывает, что еще в начале VII века один из придворных прорицателей предсказал Ян-ди, что скоро императором станет человек по имени Ли. Об этом же ходила в народе легенда. Император, узнав об этом, приказал казнить одного из видных полководцев по фамилии Ли, так же поступив и с 32 членами его семьи. Однако эта жестокость не спасла императора от падения. Один Ли, который был особенно предан Ян-ди, избежал этой участи: это был Ли Юань, князь Тан, в котором текла кровь нескольких царских родов древних северных империй. Смелый и умный, князь долгое время был предан императору, однако, в 617 году, наблюдая за бессилием правительства и поддавшись на уговоры своих сторонников, он стал главным мятежником. Собрав 200-тысячную армию, он захватил Дасин, а в 618 году – Лоян и объявил себя императором, родоначальником династии Тан. Ли Юань был убит своей же стражей в домике для купания.

Так началась 300-летняя эпоха Тан, которая традиционно считается периодом наивысшего могущества Китая, когда империя опережала все страны мира в своем развитии.