Западная Чжоу (1066 – 771 г. до н.э.)
Период Чжоу, сменивший эпоху Шан, продолжался около 800 лет, однако, Западной Чжоу принято называть первые 300 лет правления династии, когда чжоуские цари обладали реальной властью.
В XI в. до н.э. столица племени чжоу находилась недалеко от современного Сианя приблизительно в 550 км от древнего Великого Города Шан. К тому времени варварское племя, о будущем расцвете которого никто не догадывался, как и в случае с греками, установило власть над соседними племенами в долине реки Вэй. Правителю племен чжоу Вэнь-вану (Царь Просвященный) совершенные завоевания показались недостаточными: он обратил свой взор на сокровища самого могущественного царства Шан и начал планировать свою военную кампанию. Однако смерть остановила амбициозные планы Вэнь-вана, и дело продолжил его сын У-ван. Предание гласит, что приблизительно в 1050 г. до н.э. У-ван, собрав 50-тысячную армию, вступил в сражение с шанским войском, насчитывающим больше 700 тысяч солдат, и одержал победу.
Захватив столицу, У-ван объявил своим вождям о том, что отныне будет всеобщее повиновение его воле, а свои территории он обозначил от «углов морей и восхода солнца».
Вскоре новое царство стало значительно превышать по размерам шанское, собрав в себя земли на северо-востоке от Янцзы вплоть до пустынь. Такую обширную территорию было сложно контролировать, поэтому созданная в эпоху Шан феодальная система претерпела изменения и стала напоминать систему управления в средневековой Европе. Как и в будущем в Европе, новые завоеванные земли стали отдаваться в частичное распоряжение князьям, которые присягали на верность своему правителю – вану (wang, 王 – король). Князья собирали со своих территорий налоги, часть которых поступала в царскую казну, и несли службу.
Каждое княжество фактически представляло собой небольшое государство внутри государства, имело свою столицу и уделы. Члены высшего общества были заняты в основном войной или церемониями жертвоприношений, которые играли все более значимую роль в китайском обществе.
Помимо государственной системы, в период Чжоу шанская религия также приобрела ряд новых важных особенностей. Чжоусцы дополнили религию поклонением звездам, как это было принято у северных кочевников, сделав Небо – верховным богом. Таким образом, шанский верховный бог Шан-ди стал олицетворять собой Небо.
Небу подчинялись природные боги, среди которых самыми главными были бог Земли и бог Зерна, от настроения которых напрямую зависела жизнь населения. Чжоусцы также закрепили божественное начало за верховным правителем, назвав его посланником Шан-ди или Сыном Неба, а царская власть была обусловлена Мандатом Неба. Причем в случае, если царь переставал быть достойным и добродетельным правителем, Мандат Неба мог быть отобран и передан более подходящему приемнику, как это произошло в случае с У-ваном, сменившим шанского тирана Чжоу Синя. Такой подход к объяснению царской власти помогал шанцам сохранить лицо и в то же время придавал легитимность власти новой династии.
Спустя три века после памятной битвы в Великом городе Шан ситуация в Чжоу изменилась не в лучшую сторону: власть царя ослабла, в то время как княжеские амбиции и возможности росли, и, кроме того, земли царства непрестанно подвергались набегам со стороны кочевников – хунн и монгол.
Но, согласно легенде, своим падением Западная Чжоу была обязана женщине по имени Бао Сы любимой наложнице царя Ю-вана. Бао Сы была настоящей красавицей, однако, обладала капризным характером и никогда в жизни не улыбалась. Глупый Ю-ван, влюбленный в нее по уши, пытаясь ее развеселить, придумывал самые разные забавы, но ничто не могло вызвать улыбку на каменном лице наложницы. Как-то правителю пришла в голову счастливая мысль зажечь сигнальный огонь, который передавался до самых отдаленных уголков государства по системе сторожевых башен. Увидев призыв о помощи, князья собрали войска и прибыли в столицу. В городе набилось тысячи солдат и коней, началась давка и хаос, воины, обнаружившие, что опасности нет, ругались между собой. Бао Сы, наблюдавшая за происходящим с башни, впервые в жизни от души расхохоталась, осчастливив этим своего недалекого покровителя.
Ю-ван повторял этот трюк каждый раз, когда хотел доставить радость своей подруге, однако, с каждым новым призывом все меньше князей приводили свои войска в столицу. Спустя время наложница родила Ю-вану сына, и царь пожелал сделать его законным наследником, а свою настоящую жену лишить титула, а ее сына Ицзю убить. В 771 году разгневанный дядя законной царицы вместе со своими союзниками двинулся на столицу. В этот раз никто не пришел на помощь царю, зажегшему сигнальные огни, и Ю-ван был вынужден бежать вместе со своей любовницей и вскоре был убит.
Так, на трон вступил достигнувший совершеннолетия Ицзю, а столица была перенесена на восток в Лои. Началась новая эпоха - эпоха Восточной Чжоу, разделенная на два этапа – период Весен и осеней и период Воюющих царств.
История
- Династия Ся (XXI – XVI вв. до н.э.)
- Эпоха Шан – Инь (XVI – XI вв. до н.э.)
- Период Весен и осеней (771 – 476 гг. до н.э.)
- Период Воюющих царств (476 – 221 гг. до н.э.)
- Династия Цинь (221 – 207 гг. до н.э.)
- Западная Хань (206 г. до н.э. – 25 г. н.э.)
- Восточная Хань (25 – 220 гг.)
- Троецарствие (220 – 280 гг.)
- Западная Цзинь (265 – 316 гг.)
- Восточная Цзинь (316 – 420 гг.)
- Династия Суй (581 – 618 гг.)
- Династия Тан (619 – 907 гг.)
- Эпоха пяти династий и десяти царств (907 – 960 гг.)
- Империя Сун (960 – 1279 гг.)
- Династия Юань (1271 – 1368 гг.)
- Династия Мин (1368 – 1644 гг.)
- Династия Цин (1644 – 1911 гг.)
- Китайская республика (1912 – 1949 гг.)
- Китайская Народная Республика (с 1949 года)