Гроты Лунмэнь

Главная достопримечательность Лояна возникла благодаря индийской традиции вырезать из скалы целые комплексы пещерных храмов. Считалось, что подобное деяние улучшает карму и способствует лучшему перерождению в следующей жизни. С приходом буддизма в Китай этот обычай привился и в Поднебесной.

Особенно популярным вырезание будд и бодхисаттв из камня стало начиная с времён династии Северная Вэй, когда после отравления гонителя буддизма императора Тоба Тао и последовавшей смуты его внук Тоба Цзюнь (правил с 452 по 465 год) увидел во всем произошедшем знак свыше и потому начал поддерживать буддистов и приказал делать пещерные храмы.

Сначала гроты с высеченными буддами были сооружены возле города Датун, тогдашней столицы Северной Вэй. Однако в 494 году центр империи был перенесен в Лоян, и потому в окрестностях города решено было построить новый пещерный храм Лунмэнь, что в переводе значит «Драконьи врата».

Не только император с придворными, но и обычные люди жертвовали деньги на высеченных будд, чтобы тем самым увеличить свои заслуги перед высшим миром и скорее достичь нирваны. Во второй половине VI века Китай объединился под властью династии Суй, которая не любила буддистов. Поэтому многие из каменных статуй Лунмэня были лишены головы и изувечены.

Однако после прихода к власти в 618 году династии Тан учение Будды обрело прежнюю популярность, и строительство пещерных храмов было продолжено. Именно в этот период было вырезано 60% существующих ныне гротов, включая наиболее восхитительный объект Лунмэня - статую будды Вайрочаны со спутниками. За последующие столетия пещерный храм несколько раз страдал от гонителей буддизма и обычных мародёров, а во времена Культурной революции только благодаря личным стараниям премьер-министра Чжоу Энлая не был разграблен хунвэйбинскими молодчиками. Однако вопреки всем ударам судьбы Лунмэнь сохранил свою красоту и великолепие и в наши дни является одним из наиболее популярных объектов туризма в Китае, внесенных в реестр Всемирного Наследия ЮНЕСКО.


Современный музей «Гроты Лунмэнь» состоит из четырёх частей. Все они расположены вдоль реки Ихэ, текущей в узкой долине между невысоких гор. При этом наиболее важной частью музейного комплекса является западный берег Ихэ. Именно там расположены самые впечатляющие и красивые скульптуры Лунмэня. Первой после входа в музей туристов встречает пещера Биньян. Она была вырублена одной из первых в начале 6 века и задумывалась как пещерный храм из трёх отдельных гротов. Однако из-за политических неурядиц того времени до конца удалось довести только центральный грот, а боковые остались недоделанными. Здесь мы видим улыбающегося Будду Гаутаму в окружении учеников и бодхисаттв, который одет в домашний халат и всем своим видом демонстрирует доступность буддийского учения обычным людям.


За Биньяном тянется череда гротов, вырубленных в середине 6 века при последних императорах Северной Вэй, которые перемежаются с малыми и средними гротами начала эпохи Тан. Из числа северовэйских гротов особо следует упомянуть Грот лотосного цветка (Ланьхуа Дун), где обезглавленный Будда сидит в нише, потолок которой украшен резьбой в виде цветущего лотоса, и Грот медицинских предписаний (Яофан дун), на стенах которой высечены рецепты приготовления лекарств. Между этими двумя храмами находится Грот десяти тысяч будд (Ванфо Дун), относящийся к эпохе Тан. Его название связано с тем, что стены пещеры изнутри украшает рельеф из огромного числа миниатюрных будд, а по центру в позе лотоса сидит умиротворённый Будда Гаутама, который, прикрыв глаза и подняв правую руку, проповедует собравшимся ученикам и небожителям.


Но самые большие и величественные из скульптур Лунмэня ждут нас в Гроте поклонения предкам (Фэнсянсы). Он был закончен в 672 году и строился на деньги императрицы У Цзетянь, которая в то время оттеснила от власти сыновей-наследников,  казнила брата покойного мужа-императора и успешно подавила мятежи недовольных узурпацией. Однако, не смотря не все свои злодеяния, У Цзетянь была ревностной буддисткой и профинансировала строительство множества храмов, включая и Фэнсянсы. В этом гроте мы видим 17-метровую фигуру Будды Вайрочаны, который является главным среди пяти дхьяни-будд и олицетворяет собой чистое сознание. Вайрочана сидит в медитативной позе с лёгкой улыбкой на лице, а с двух сторон от него стоят архаты и бодхисатвы, помогающие донести до простых смертных глубины буддийского учения. Многие учёные считают, что лику Вайрочаны были намеренно приданы черты лица У Цзетянь, но эта догадка пока не доказана. Изначально статуи были алтарной частью большого деревянного храма. Позднее этот храм сгорел, и скульптуры несколько веков простояли под дождём и снегом. Однако сейчас над Вайрочаной и его свитой висит специальный навес, который защищает будд от непогоды и обеспечивает лучшую сохранность этого шедевра искусства.


Замыкает череду гротов на западном берегу Ихэ пещерный храм Гуян, с которого, собственно, и началось строительство Лунмэня. Внутри этого грота туристы видят трёх шестиметровых Будд, средний из которых, по мнению учёных, похож на северовэйского императора Сяовэня. Стены пещеры покрыты богатой резьбой, изображающими жизнь Будды Гаутамы и сюжеты его проповедей. Здесь же имеются уникальные каллиграфические  надписи, дающие представление об особенностях письма того времени.


На восточном берегу реки Ихэ также имеется череда пещер, вырезанных в эпоху Тан. Среди них можно отметить прекрасный Грот принца Гаопина (Гаопин цзюньван дун), в которой вырезан Будда, беседующий с учениками. Однако в целом гроты восточного берега сохранились плохо, многие из их статуй потеряли свои формы и представляют собой расплывчатые фигуры без рук и головы. Севернее гротов восточного берега находится буддийский храм Сяншань, построенный во второй половине 18 века при императоре Цянлуне. Он состоит из нескольких павильонов, расположенных ярусами на склоне холма. Гости храма могут поклонится Будде и его ученикам, увидеть бронзовую статую Цянлуна и стелу со стихотворением, которое император написал в связи с визитом в Лунмэнь, а также подкормить разноцветных карпов, плавающих в пруду под одной из лестниц храма. Ещё севернее мы видим последний из четырёх объектов музейного комплекса «Лунмэнь» - усадьба матери великого китайского поэта 9 века Бо Цзюйи вместе с могилой самого поэта. Эта усадьба представляет собой прекрасный образец традиционного китайского парка с ручьями, образующими запруды с лотосами, зарослями бамбуков, кипарисовыми и пальмовыми рощами, чайным домиком и площадкой с каменными стелами, на которой вырезаны стихи знаменитого поэта. Сам Бо Цзюйи покоится в специальном павильоне, непосредственно над могилой стоит его статуя, вырезанная из куска скалы, а по бокам в витринах лежат современные издания стихов поэта и вещи, дающие представление о жизни и творчестве этого талантливого автора.