Лоба

Национальность лоба (luobazu, 珞巴族) – самая малочисленная признанная этническая группа в КНР, общее население которой меньше 3000 человек. В группу входят народы богар и иду. Лобайцы живут на юго-востоке Тибетского автономного региона, преимущественно в районах Лоюй, уездах Цайюй, Мото и Милинь.
Народность лоба говорит на тибетском языке и на языке лоба, который относится к тибето-бирманской ветви сино-тибетской языковой семьи. Вплоть до середины прошлого века лобайцы использовали узелковое письмо (завязывание узелков на веревке для записи информации) и знаки в виде зарубок на дереве, однако, сейчас этот способ сохранения информации практически полностью исчез, лишь немногие пожилые люди до сих пор владеют национальной письменностью. В качестве письменного и литературного языка в последние полвека  используется, как правило, тибетский.
Свое название «лоба» народность получила благодаря тибетцам, т.к. в переводе с тибетского языка это слово означает «южанин», и именно так они называли жителей, поселившихся на склоне Гималайских гор. Сами себя лобайцы называют «богэр», «бэнжу» или «бэньни», в зависимости от места жительства.
Лобайцы живут в густых лесах, богатых дикой живностью. Поэтому уже с древних времен основным занятием лобайцев была охота, в которой они достигли совершенства даже с использованием примитивного оружия. С раннего детства мальчики отравлялись на охоту с взрослыми мужчинами и по достижении зрелого возраста должны были самостоятельно убить крупного дикого зверя, доказав таким образом свою мужскую силу.
Кроме того, в девственных лесах, возле которых живут лоба, растет множество съедобных ягод и грибов, а также целительных трав, поэтому жители также занимаются собирательством.
В меньшей степени лобайцы работают на полях, выращивая пшеницу, гречиху и кукурузу, но в целом урожайность в этих краях всегда была низкой.
С древних пор лоба были непревзойденными мастерами по работе с бамбуком, создавая из этого материала любые предметы для повседневного быта. Лобайцы всегда жили довольно изолированно, но иногда контактировали с ближайшими соседями – тибетцами, с которыми у них завязались мелкие торговые отношения. Лоба предоставляли тибетцам мех, мускус, шкуры животных и бамбуковые изделия, получая за это продукты питания, чай, соль и орудия труда.
Из-за удаленности и изолированности региона лобайцы вплоть до прошлого века находились на поздней стадии патриархально-рабовладельческого строя первобытного общества, а эти места называли «землей варваров». Сейчас благодаря поддержке китайского правительства, лоба получили больше возможностей для развития своего хозяйства и культуры. У лобайцев появилась возможность получать образование в школах, некоторые из них учатся в университетах.
Из-за близости к тибетцам лобайцы переняли некоторых их традиции, в том числе и религиозное мировоззрение. Поэтому большая часть лоба – тибетские буддисты. В то же время среди жителей сохранились и анимистические верования в духов природы и местности. Лобайцы наделяли божественной душой зверей, деревья, реки, горы и т.д., в особенности почитая духов гор, среди которых они жили. Лоба верили, что духи контролируют все сущее, отвечая за погоду, удачу, здоровье и др. Поэтому каждый раз, возвращаясь с удачной охоты или из дальней дороги, лобайцы приносили жертву духу горы, духу земли или леса.
Традиционная одежда лобайцев шьется из овчины. Мужчины носят головные уборы, сделанные из шкур убитых волков или медведей. Широко распространены различные украшения: тяжелые бусы из бирюзы, серьги, браслеты. Женские украшения, сделанные из серебряных монет, свидетельствуют об их денежном достатке.