Ну

Народность ну, численность которой в Китае составляет около 28 тыс. человек, живет в компактных селениях в провинции Юньнань в уездах Фугун, Гуншань-ну-дулунском автономном уезде, Чаюй, Чавалун и др.
Большая часть этнической группы говорит на языке нусу, который относится к северной подгруппе лолойской группы лоло-бирманской ветви тибето-бирманских языков, некоторые говорят на языке анонг нунгской ветви и языке лису.
Точное время поселения ну на территориях современной Юньнани неизвестно, однако, исторические сведения подтверждают, что в VIII веке племена уже входили в состав государств Наньчжао и Дали, а в XVII веке ну попали под власть Тибета. С середины 1850-х годов ну, как и другие народности Китая, подвергались агрессии со стороны европейских колонизаторов и в 1907 году вместе с другими нацменьшинствами подняли массовое восстание против французских миссионеров.
Ну живут в живописной местности, окруженной густыми девственными лесами, высокими горами, реками и ущельями. Местные земли богаты природными ресурсами, в том числе здесь растет множество редких целебных трав.
До образования КНР ну находились на стадии общинно-родового строя, причем социальное развитие происходило неравномерно среди различных общин. Ну использовали в своем хозяйстве примитивные бамбуковые и деревянные орудия труда, поэтому сельское хозяйство, хотя и было основным занятием, развивалось низкими темпами. В основном, жители выращивали кукурузу, гречиху, ячмень, картофель, сладкий картофель и фасоль. Ежегодный урожай зерна составлял меньше 100 кг на душу населения, чего категорически не хватало, поэтому ну добывали себе средства к существованию охотой, рыбалкой и скотоводством. Для охоты ну использовали лук с отравленными стрелами.
В основном семьи ну всегда были моногамными, хотя богатые помещики и вожди иногда имели несколько жен.
Традиционные жилища ну строились из дерева или бамбука и состояли из двух помещений, одно из которых отводилось под кухню и гостиную, а второе одновременно было и спальней, и местом хранения зерна. Дома, как правило, стоили всей деревней, и иногда вся работа могла быть выполнена в один день.
Ну сохраняют свои анимистические верования, преклоняясь перед солнцем, луной, звездами, реками, деревьями, камнями и т.д. Шаманы всегда занимали привилегированное положение в деревне, так как проводили ритуалы, призванные обеспечить хороший урожай, и жители верили в их силу. В обязанности шаманов входили также элементарные медицинские услуги. Любая, даже самая незначительная неудача требовали проведения целого комплекса обрядов умиротворения и усмирения недобрых духов. К XX веку среди ну также получили развитие тибетский буддизм и христианство.